header image
Главное меню
Главная
Справка
Путеводитель
Отели
Фотогалерея
Книги о Франции
Карта сайта
Франция. Форум
Главная arrow Справка arrow Устройство страны arrow Административное деление
Административное деление
20.02.2010 г.
В административном плане континентальная территория Франции поделена на 26 регионов, включая 4 заморских. Они состоят из 100 департаментов, включая Париж как отдельный департамент, и 4 заморских департамента (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон), а также четыре заморские территории (Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские австральные и антарктические земли Уоллис и Футуна) и две специальные территориальные единицы – о. Майотта, о-ва Сен-Пьер и Микелон. Другие зависимые от Франции территории: о-ва Басса да Индия, Клиппертон, Европа, Глорьозо, Жуан де Нова, Тромлен.
В 70-х гг. XIX в. окончательно утвердился республиканский строй. С 1958 г. существует режим Пятой Республики, отличительной чертой которой являются широкие полномочия президента и сильная исполнительная власть.
Французская колониальная империя по Конституции 1946 г. была преобразована во Французский Союз, куда вошли как собственно Франция, так и все ее заморские владения. Конституция 1958 г. заменила название Французский Союз на Французское сообщество. Первоначально оно включало Францию, т.н. «заморские департаменты» (Алжир, Гвиану Французскую, Гваделупу, Мартинику и Реюньон) и заморские территории (Коморские Острова, Французскую Полинезию, Французский Берег Сомали, Новую Каледонию, Сен-Пьер и Микелон и Острова Уоллис и Футуна), а также 12 африканских стран: Мавританию, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Дагомею, Судан (Мали), Верхнюю Вольту, Нигер, Габон, Чад, Центральноафриканскую Республику (бывшую Убанги-Шари), Конго и Малагасийскую Республику. Когда в начале 1960-х годов большинство африканских стран получили независимость, Сообщество утратило свое значение. Однако все эти страны сохранили тесные связи с Францией, оформленные двусторонними договорами. Из заморских территорий в 1975 г. провозгласили независимость Коморские Острова. В 1976 г. статус заморского департамента Франции получила островная территория Сен-Пьер и Микелон в северо-западной части Атлантического океана. В 1977 г. Французская территория афаров и исса (до 1967 г. Французский Берег Сомали) стала независимой республикой Джибути.
Департаменты Франции созданы, как правило, на территории исторических провинций. Итак, Иль-де-Франс – историческая область, лежащая в центральной части страны, между реками Сена, Марна и Уаза. Площадь – 12 тыс. кв. км; главный город – Париж.
На западе Франции, на одноименном полуострове, расположена Бретань, которая свое название получила от заселивших ее в V–VI вв. бриттов, бежавших из Британии. В 1532 г. окончательно присоединена к Франции и стала одной из ее провинций.
На северо-западе Франции у побережья пролива Ла-Манш лежит Нормандия. Площадь ее территории составляет 29,9 тыс. кв. км. Главные города – Руан, Кан. Название происходит от норманнов, завоевавших в 911 г. территорию устья р. Сены. Сильно пострадала в период Столетней войны, в 1417–1450 гг. была оккупирована англичанами. В 1468 г. Людовик XI включил ее в королевский домен.
На севере Франции в бассейне р. Соммы расположена историческая область Пикардия. Площадь – около 19,6 тыс. кв. км; главный город – Амьен. С конца XII в. территория Пикардии постепенно присоединялась к домену французского короля, а в 1482 г. была окончательно закреплена за Францией.
На северо-востоке страны находится Шампань. Общая площадь ее территории – 25,7 тыс. кв. км; главный город – Реймс. Графство Шампань образовалось в IX–X вв., в 1361 г. было присоединено к французскому королевскому домену. Область знаменита производством шампанских вин, получивших от нее свое название. По международным правилам, только вина, сделанные из выращенного здесь винограда, могут носить название шампанских.
Еще одна историческая область на северо-востоке Франции – Лотарингия. Площадь ее территории 23,5 тыс. кв. км. Главные города – Нанси и Мец. С X в. была герцогством в Германском королевстве. В 1766 г. вошла в состав Франции на правах провинции. В 1871–1919 и 1940–1945 гг. завоевывалась Германией.
Эльзас расположен рядом с Лотарингией на востоке Франции. Площадь – 8,2 тыс. кв. км; главный город – Страсбург. Эльзас впервые упоминается в VII в. В 870 г. Включен в состав Восточно-Франкского королевства, в 1648 г. отошел к Франции, в 1871–1919 гг. находился в составе Германии.
На востоке Франции, в бассейне р. Соны находится – Бургундия. Площадь этой исторической области составляет – 31,8 тыс. кв. км. Главный город – Дижон. Германское (готское) племя бургундов в V в. обосновалось в бассейне р. Роны и образовало королевство с центром в г. Лионе. В 534 г. оно было завоевано франками и вошло в состав Франкского государства. На этих землях в XIV–XV вв. сложилось мощное Бургундское государство, ставшее одной из сильных европейских держав того времени. Однако в войне 1474–1477 гг. Бургундия потерпела поражение и вошла в состав французского королевства на правах одной из его провинций. На базе Южно-Бургундского угольного бассейна развиты черная металлургия, металлообработка и машиностроение. Провинция славится своими виноградниками и винами (Кот-д-Ор, Маконне, Шабли).
На юго-востоке Франции расположен Прованс, область у берегов Средиземного моря, большей частью во Французских Альпах. Площадь – 21,6 тыс. кв. км, главный город – Марсель. Во II в. до н. э. эта территория была завоевана Римом; в 536 г. присоединена к королевству франков, затем была самостоятельным кородевством. В 1481 г. присоединена к Франции. Здесь расположен главный курортный центр страны – Лазурный берег (или Французская Ривьера).
Франция делится на коммуны (свыше 37 тыс.), департаменты (100) и регионы (26), где прямым всеобщим голосованием избираются соответственно муниципальные, генеральные и региональные советы, имеющие собственный бюджет.
Районы (регионы) – самая молодое административное образование. Они появились в 70-х гг., когда был принят ряд законов о децентрализации страны. Национальные меньшинства, кроме корсиканцев, автономии не имеют.
Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости. В марте 1998 г. во Франции состоялись очередные выборы в региональные и гениральные советы, которые значительно расширили и закрепили позиции правящего левого большинства на уровне местных властей.
В 1956 г. были предприняты первые шаги к децентрализации. Тогда департаменты были сгруппированы в 21 регион (или планово-экономические районы) для того, чтобы облегчить экономическое планирование и развитие на местном уровне. Эти регионы приблизительно соответствовали историческим областям Франции. Париж и прилегающие департаменты были выделены в один регион в 1976 г. Каждый регион управляется выборным региональным советом, который отвечает за экономические, социальные, культурные и экологические вопросы и контролирует местные расходы. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом, надзирает за деятельностью Регионального совета, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и руководит учреждениями национального правительства в регионе. До марта 1982 г. каждый регион управлялся региональным префектом, которого назначало национальное правительство и которому помогал консультативный региональный совет.
Управляется департамент генеральным советом, который избирается сроком на шесть лет прямым всеобщим голосованием – по одному представителю от каждого кантона. Возглавляет региональный совет председатель, которого выбирают члены совета. Региональный совет отвечает за общее руководство департаментом. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом министров, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и наделен полномочиями по обеспечению общественного порядка, безопасности и социальной защиты, если они нарушаются в пределах территории, большей, чем одна коммуна.
До 1982 г. каждый департамент управлялся префектом, назначавшимся национальным правительством, при помощи генерального совета, имевшего ограниченные полномочия. Префект имел широкую власть в пределах департамента и, будучи представителем государства, играл ключевую роль при принятии решений общенациональным правительством.
Каждому департаменту присвоен свой номер в соответствии с алфавитным порядком. Эти номера используются в качестве почтовых индексов и идентификационных знаков на номерах машин. Таким образом, на номере парижского автомобиля последними двумя цифрами будут 75, а письмо с почтовым индексом 75006 будет доставлено в шестой округ Парижа.
Важные единицы местного управления – коммуны. Каждая из них управляется коммунальным и муниципальным советом, избираемым прямым голосованием, и мэром, который избирается членами этого совета.
Совет принимает бюджет, определяет размер местных налогов и решает вопросы, связанные с общественными работами и другими проблемами местного характера. Сам мэр разрабатывает проект бюджета. Ему подчиняется местная полиция. Мэр является представителем национального правительства: он приводит в исполнение законы, регистрирует браки и отвечает за проведение статистических исследований. До 1982 г. контролем за делами коммуны больше занимался префект департамента.
Ранее Париж как столица и место пребывания основных государственных учреждений управлялся по специальной системе, обеспечивающей строгий контроль со стороны правительства. Должности мэра не существовало, городом управляли префект Парижа и префект полиции, которые назначались правительством. Однако Париж с 1977 г. стал департаментом, управляемым так же, как и остальные департаменты, за исключением того, что за полицейскими функциями продолжал надзирать префект полиции, назначаемый правительством. Муниципальная власть в Париже устроена так же, как и в других городах Франции, и возглавляется мэром, избираемым Советом Парижа. Город разделен на 20 округов, в каждом из которых также имеются мэр и районный совет.
Главное преимущество французской коммуны состоит в том, что она является первым звеном, откуда берут свое начало департаментские и общенациональные технические, политические и идеологические связи, а также семейные связи и связи на микроуровне. Эта способность создавать и соединять системы связей составляет силу коммун и позволяет им выживать. Сознавая преимущества объединения для действий в некоторых смежных сферах своей компетенции, коммуны образуют межкоммунальные специализированные или многоотраслевые объединения, которые обеспечивают функционирование большинства муниципальных служб.
Коммуна является также местом зарождения и развития многочисленных ассоциаций, которые часто объединяются на региональном и национальном уровнях, образуя весьма живую социальную ткань, которую, в интересах жителей, нередко используют муниципальные советники. На протяжении вот уже трех веков коммуна является по преимуществу местом осуществления прямой демократии. Таким образом, Франция сохранила эту местную микроструктуру, тогда как большинство соседних стран объединили свои коммуны в более крупные территориальные единицы.
 
След. »