header image
Главное меню
Главная
Справка
Путеводитель
Отели
Фотогалерея
Книги о Франции
Карта сайта
Франция. Форум
Главная arrow Справка arrow Природные условия arrow Охрана окружающей среды
Охрана окружающей среды
20.02.2010 г.
Франция, как и большинство промышленных стран, проводит целенаправленную политику охраны окружающей среды лишь последние 25 лет. Однако она была одной из первых стран, учредившей 27 января 1971 г. Министерство по вопросам окружающей среды, деятельность которого в то время сводилась к координации усилий других министерств. Ранее были сделаны некоторые шаги, свидетельствующие об интересе к этим проблемам.
В 1960 г. был принят закон о национальных парках, а в 1964 г. – закон об охране водных ресурсов. Последний закон, весьма передовой для своего времени, устанавливал механизм финансового стимулирования на основе принципа «платит загрязнитель». В 1970-1990 гг. политика Франции в области охраны окружающей среды состояла главным образом в разработке соответствующих нормативных актов и создании специализированных учреждений по сбору и уничтожению отходов (1976 г.), контролю за качеством воздуха (1981 г.) и рациональному использованию энергии (1982 г.), которые в 1990 г. были объединены в Агентство по вопросам окружающей среды и освоения энергоресурсов (АДЕМЕ). Она также привела к принятию Национального плана по охране окружающей среды (1990 г.), который повлек за собой первую широкомасштабную реформу административных структур, отвечающих за охрану окружающей среды, в частности путем создания в 1991 г. двадцати шести региональных дирекций по защите окружающей среды (DIREN).
В период с 1998 по 2001 гг. место охраны окружающей среды заметно укрепилось в рамках государственной политики. В частности, это проявилось в обновлении государственной деятельности (развитие процедур согласования и договорных начал), модернизации и укреплении органов управления охраной окружающей среды, упрочении законодательного механизма с принятием, в частности, закона о направлениях в области обустройства и долгосрочного развития территории (1999 г.) и принятии кодекса по охране окружающей среды (2000 г.). Начиная с 2002 г., акцент был сделан на долгосрочное развитие с разработкой национальной стратегии, выразившейся в проекте конституционной хартии об охране окружающей среды; в политике, проводимой в области водных ресурсов, природы, ландшафта, загрязнения, предупредительных мер или же рисков; укрепления возможностей в области оценки окружающей среды.
Национальная политика долгосрочного развития контролируется межминистерским Комитетом по долгосрочному развитию (CIDD), созданным в 2003 г., под руководством Премьер министра. Он заменил собой три инстанции, существовавшие до этого : межминистерский Комитет по окружающей среде (CIEN), межминистерскую Комиссию по борьбе с парниковым эффектом (CIES) и межминистерский Комитет по предупреждению естественных катастроф (CIPRNM).
Для Франции охрана окружающей среды в последние годы стала насущной проблемой, выходящей за рамки одного государства и подчас приобретающей глобальные масштабы. Осознание этого привело к подписанию многочисленных договоров, директив и конвенций. Франция является участницей свыше 100 европейских и 30 международных соглашений в этой области. Более того, на многих форумах она играла ведущую роль. Это, в частности, относится к принятию 11 марта 1989 г. 24 странами Гаагской декларации об охране атмосферы и к созданию в 1990 г. Глобального экологического фонда в целях оказания помощи наименее развитым странам. Франция предложила также объявить Антарктику заповедной зоной, предназначенной лишь для научных исследований, и наложить запрет на китобойный промысел вблизи Антарктиды.
Позиция Франции предполагает, чтобы защита окружающей среды имела долгосрочную основу, она должна быть включена в развитие и способствовать удовлетворению жизненных потребностей населения и хозяйствующих субъектов. На международных саммитах в Рио (1992 г.), в Нью-Йорке (1997 г.), в Киото (1997 г.) и в Йоханнесбурге (2002 г.) Франция приняла на себя обязательство продвигать долгосрочное развитие.
Начиная с 1997 г., Франция постаралась выработать политику, целью которой стало постоянное снижение загрязняющих выбросов в атмосферу. Был создан законодательный и регламентирующий механизм, современный и интегрированный, касающийся одновременно контроля и информирования общественности, необходимых для соблюдения норм качества воздуха и уменьшения выбросов от источников загрязнения. Франция была первой страной, принявшей в январе 2000 г. национальную программу по борьбе с климатическими изменениями, предусматривающую около сотни мер для того, чтобы снизить к 2010 г. выбросы газов с парниковым эффектом до уровня 1990 г. Уже многие годы Франция на всей своей территории проводит политику предупреждения и урегулирования техногенных рисков, включая и такие зоны, которые могли бы оказать трансграничный эффект на большом расстоянии. В международном плане она взяла на себя обязательство в рамках Гётеборгского протокола уменьшить выбросы окислов азота и летучих органических веществ примерно на 40% за период с 1999 до 2010 гг.
Франция приняла программу уменьшения выбросов, касающуюся всех секторов (промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства) и затрагивает различные области: техническую (топливо, технологию двигателей, автомобили на газе, электромобили, уменьшение выбросов в промышленности.), организационную (схему движения транспорта в городах, городскую структуру), налоговую.
Загрязнение почв вызывают самые различные вещества – микроэлементы металлов, микродозы органических загрязнителей, продукты ассенизации и дезинфекции, средства защиты растений, углеводороды и радиоактивные вещества. Загрязнение почв губительно сказывается на растениях, приводя к накоплению в них токсичных элементов; эта биоаккумуляция опасна и для человека. Кроме того, попавшие в землю химикаты могут вызвать коррозию подземных коммуникаций. В наибольшей степени загрязнению подвергаются почвы в горнодобывающих районах, в местах интенсивного земледелия, а также почвы прилегающих к автодорогам лугов и пашен, земли, куда сбрасываются стоки агропромышленных предприятий или отстойный ил, образовавшийся после очистки городских стоков. Большая часть загрязненных земель находится в крупных промышленных регионах, в частности в Нор-Па-де-Кале, Иль-де-Франсе и Рона-Альпы.
Политика Франции в области загрязненных почв и населенных пунктов опирается на три оси: предупреждать, очищать и восстанавливать, и знать.
На долю Франции ежегодно приходится более 28 млн. т бытовых отходов, причем за последние 30 лет их общая масса более чем удвоилась. Сегодня каждый житель страны в среднем производит 460 кг отходов ежегодно. По сравнению с сельскими коммунами доля крупных городов и промышленных районов значительно больше. Ежедневно почти 300 установок по сжиганию мусора уничтожают в среднем 30 тыс. т бытовых отходов по всей территории Франции. На наиболее крупных из них энергозатраты восполняются получаемой при сжигании мусора тепловой и электрической энергией. Основная задача состоит в снижении объема производимых отходов в целом и утилизации имеющихся. Сжигание мусора имеет целью в результате предупредить или же уменьшить загрязнение воздуха, воды и почвы, в соответствии с европейской директивой от декабря 2000 г. Приоритетной задачей в домашнем хозяйстве становится сортировка отходов. Наилучшие результаты во Франции достигнуты в рециркуляции пластмасс и стекла. За 15 лет переработка битого стекла увеличилась более чем вдвое, и сейчас его доля достигает 61%. С 1 января 1993 г. владельцы промышленных предприятий обязаны финансировать или обеспечивать уничтожение упаковочных материалов, которые они поставляют на рынок.
Особо вредные отходы уничтожаются разными способами. Они сжигаются или нейтрализуются путем физико-химической обработки, а половина из них подвергается захоронению на одной из 11 специально отведенных и контролируемых свалок. Начиная с 2002 г. туда можно свозить только конечные отходы. Новыми правилами предусмотрено создание на местах переработки и складирования отходов местных комиссий по информации и надзору, в которые будут входить представители соседних районов и общественных объединений. Наконец, 1 апреля 1993 г. был введен налог на свозимые на свалки бытовые и приравненные к ним отходы, а 2 февраля 1995 г. – налог на переработку или захоронение промышленных отходов особо опасного характера.
 
« Пред.