header image
Главное меню
Главная
Справка
Путеводитель
Отели
Фотогалерея
Книги о Франции
Карта сайта
Франция. Форум
Главная arrow Путеводитель arrow Достопримечательности
Достопримечательности


Нотр-Дам де Пари
21.02.2010 г.
Нотр-Дам де Пари
Нотр-Дам де Пари
Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», – невозможно.
Огромное здание собора стоит на площади рядом со старинными домами и парижским госпиталем.
Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Это место с древности считалось священным, и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога.
В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 г. в восточной части города королем Людовиком VII был заложен первый камень фундамента.
Широкая лестница в одиннадцать ступеней на западной стороне собора вела к порталам, которые, как крепостные амбразуры, сужались, углубляясь в толщу стены. Это три главных входа в собор. Форма их весьма своеобразна: они имеют вид арки, но не обычной круглой, а остроконечной, отдаленно похожей на стрелу.
Три портала были как бы связаны между собой четырьмя ажурными каменными балдахинами на монолитных колоннах. Под каменными балдахинами стояли четыре огромные статуи святых в ниспадающих широких одеждах. Это – евангелисты, авторы описаний жизни Христа.
Подробнее...
 
Тоннель под Ла-Маншем
21.02.2010 г.
Летом 1994 г. состоялось официальное открытие железной дороги под Ла-Маншем. По двум путям курсируют поезда «Шаттл», которые перевозят легковые автомобили, туристические автобусы, грузовики с контейнерами, а также и просто пассажиров.
Расстояние от английского города Фолкстон до французского Кале преодолевается всего за 30 минут вместо полутора часов на скоростном пароме через Ла-Манш.
 
Эйфелева башня
21.02.2010 г.
Эйфелева башня
Эйфелева башня
Эйфелева башня
Эйфелева башня
Ее называют самой знаменитой парижанкой нашего времени, хотя жители французской столицы далеко не сразу признали это смелое творение Гюстава Эйфеля – четырехугольную в сечении пирамиду, на сооружение которой пошло 7,5 тонн стали.
Башня была возведена ко Всемирной выставке 1889 года, приуроченной к 100-летию Великой революции. Правительство Третьей республики решило поразить воображение современников, построив сооружение, равного которому мир еще не видел.
Первая платформа башни имеет более 4000 квадратных метров полезной площади, площадь второй платформы – 1400 квадратных метров. Третья площадка представляет собой квадрат со сторонами по 18 метров. Она состоит из двух этажей – застекленного и открытого. Самый верхний отрезок башни (примерно 50 метров) – с третьей платформой и маяком – кажется вроде бы совсем маленьким. Но если его поставить самостоятельно где-нибудь в центре города, он предстанет весьма внушительной вышкой-башней. Над третьей платформой находится небольшая лаборатория (предназначалась лично для Эйфеля), еще выше – галерея-балкончик, под которым находится фонарь маяка.
Со временем к башне не только привыкли, но даже привязались и полюбили ее. «Железное чудо» прославляли на своих полотнах такие художники, как П.Пикассо, А.Марке, Утрилло; ее воспевали поэты – Аполлинер, Прево, В.Маяковский, Ж.Кокто, который назвал ее «Королевой Парижа». И она, конечно, заслужила и все эти почести, и всеобщее признание. Башня уже давно помогает ученым и людям самых разных профессий. Так, большие прожекторы-маяки, укрепленные на ее вершине, служат ориентиром для авиалайнеров и морских судов. На башне находится уникальная метеостанция, где ведется изучение суточных колебаний атмосферного электричества, степени загрязнения и радиации атмосферы. Отсюда во все края Франции транслирует свои программы парижское телевидение. Башню используют и городские службы: на ней установлен передатчик, который обеспечивает связь полиции и пожарных.
Сейчас «Королева Парижа» переживает вторую молодость. Недавно были завершены работы по ее реставрации; с башни удалили пыль и лишнюю краску, накопившиеся за несколько десятилетий, сняли второстепенные конструкций. Устаревшие подъемники заменили современными скоростными лифтами. Башня сразу похудела на 1000 тонн, но от этого стала еще элегантнее и привлекательней.
 
Дом инвалидов
21.02.2010 г.
Дом инвалидов
Дом инвалидов
На левом берегу Сены, против моста Александра III, в Париже расположился Дом инвалидов, основанный еще Людовиком XIV в. Дом занимает огромную площадь – почти 127 квадратных метров. Огромный свинцовый купол с двенадцатью золотыми ребрами венчает принадлежащую Дому инвалидов церковь святого Луи. Купол этот виден не только с более или менее возвышенных частей Парижа, но и из его окрестностей.
Перед главным фасадом Дома инвалидов расстилается огромная площадь Эспланады, которая протянулась до набережной реки Сены. Перед самым Домом на ней разбит сквер, окруженный декоративным рвом и валом, на котором поставлена Почетная батарея из иностранных орудий, взятых в различных сражениях. В их числе и два русских орудия из Севастополя.
Дом инвалидов был учрежден для призрения старых увечных солдат и рассчитан на 10 000 человек. Как только он был открыт, в него сразу же поместили 3000 человек. Бесконечные наполеоновские войны быстро довели их число до 7000, но на этом рост и остановился.
Пройдя монументальные ворота, посетитель попадает сначала в огромный «Парадный двор», со всех четырех сторон окруженный двухъярусной галереей. Стены ее почти сплошь расписаны картинами, прославляющими подвиги французской армии.
Подробнее...
 
Гранд-опера
21.02.2010 г.
Гранд-опера
Гранд-опера
На месте разрушенной крепости-тюрьмы Бастилии находится одноименная площадь, на которой в 1990 г. был построен оперный театр «Опера-Бастий».
Основной достопримечательностью площади Оперы является построенный в 1875 г. архитектором Шарлем Гарнье театр Опера Гарнье, или «Гранд опера». Фасад здания украшен множеством скульптур, а его зеленый с позолотой купол виден издалека.
 
Сорбонна
21.02.2010 г.
Сорбонна
Сорбонна
Латинский квартал, раскинувшийся на южном берегу Сены, на холме, сохранил и в наши дни свое значение университетского района. В средние века латынь была разговорным языком всех тех, кто из разных уголков Европы прибывал учиться в Париж. Сегодня тут располагаются крупные образовательные центры Франции.
Парижский университет не только старейший, но и главный в стране центр образования, получивший в конце 70-х годов XX в. возможность автономного управления. К настоящему времени университет разделен на 13 отдельных университетов. Сорбонна получила название «университет Париж-1». Основанный в 1530 г. как школа классических языков Коллеж де Франс находится напротив Сорбонны. Он считается самым элитарным из всех народных университетов мира. Знаменитые ученые из разных стран читают здесь лекции, причем послушать их, как правило, могут все желающие.
Большое впечатление производит список имен великих людей, захороненных в «Пантеоне». До 1995 г. слова «grands homines» на фронтоне можно было понимать как «великие мужи», поскольку именно таковые находили здесь последний приют. Но Франсуа Миттеран не только отреставрировал сооружение, некогда задуманное как церковь, но и распорядился перенести сюда останки Марии Кюри – первой женщины в Пантеоне.
 
Елисейские поля
21.02.2010 г.
Елисейские поля
Елисейские поля
К площади Согласия от площади Шарля де Голля ведет широкий проспект, носящий название Елисейские Поля. Некогда это была скромная лесная дорога. В одной ее части, то есть между оживленной площадью Конкорд (Площадь Согласия) и площадью Рон-Пуан, в конце XIX в. знать развлекалась во дворцах и танцевальных павильонах.
Особо обращают на себя внимание Большой и Малый дворцы – Гран-Пале и Пти-Па-ле, построенные к Всемирной выставке 1900 г.
К северу от Елисейских Полей находится Елисейский дворец, построенный в 1718 г., а в наше время являющийся резиденцией президентов Франции.
 
Площадь Согласия
21.02.2010 г.
Площадь Согласия
Площадь Согласия
На площади Согласия, занимающей 84 тыс. м2 и являющейся самой большой в столице, находится гильотина, на которой были казнены Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Дантон и Робеспьер. Подаренная в 1831 г. королю Луи-Филиппу египетским пашой колонна из Луксора, представляющая собой испещренный иероглифами гранитный монолит высотой 23 м, также размещается на площади Согласия. Эта колонна окружена восемью статуями, которые символизируют главные города Франции.
 
Триумфальная Арка
21.02.2010 г.
Триумфальная Арка
Триумфальная Арка
Наполеон I возвел в честь себя самого, своей армии и всех военных побед Франции. Со смотровой террасы открывается панорама Парижа.
Эта арка (110 м), один из крупных проектов Франсуа Миттерана, более чем в два раза превосходит высотой наполеоновское сооружение.
 
Лувр
21.02.2010 г.
Лувр
Лувр
Комплекс дворцовых зданий, вошедший в историю под названием Лувр, сооружался на протяжении многих веков. В ХIII в, здесь воздвигли имевший крепостное назначение донжон, названный Лувром, а спустя столетие к нему прибавились достройки архитектора Раймона дю Тампля. Так под стенами Парижа появился средневековый замок, до наших дней не сохранившийся.
Лувр был отстроен заново на основе ренессансных принципов при Франциске I и Генрихе II. Четкое членение этажей, украшенных полуколоннами и пилястрами коринфского ордера, статуями и барельефами позволяет считать его характерным памятником французского Ренессанса. Но полностью облик Лувра сложился в XVII в., когда появились его величественные корпуса вдоль Сены и вокруг Квадратного двора, была воздвигнута знаменитая Колоннада по проекту К. Перро и декорированы грандиозные залы.
В 1682 г. вместе с Людовиком XIV (1643–1715) весь французский двор переехал в новую великолепную пригородную резиденцию короля – Версаль. Из Лувра в Версаль переместились многие художественные коллекции французской короны, украсившие собой многочисленные дворцовые залы, галереи и личные апартаменты монарха. Но Лувр не опустел, поскольку к тому времени он успел превратиться в один из центров художественной жизни Франции. В Лувре обосновались Академия живописи и скульптуры, Академия архитектуры, Академия наук, а предоставление квартир и мастерских во дворце превратилось в традиционную систему поощрения членов академий.
Подробнее...
 
Пале–Рояль
21.02.2010 г.
Напротив Лувра, за улицей Рйволи, стоит дворец Пале-Рояль, построенный в XVII в. для кардинала Ришелье. На востоке от Лувра, в центре площади, на которой в течение пяти веков проходили казни, расположена городская Ратуша (Отель де Виль), построенная в стиле французского ренессанса.
 
Музей импрессионизма в Париже
21.02.2010 г.
Музей импрессионизма разместился в скромном двухэтажном здании в самом центре Парижа – на террасе парка Тюильри. Он был открыт в 1947 году, а в 50-е годы отреставрирован и переоборудован.
На первом этаже Музея разместилась коллекция произведений Эдуарда Мане, среди которых находятся и две его прославленные работы – «Завтрак на траве» и «Олимпия».
Но сначала была написана картина «Лола из Валенсии», в которой художник изображает балерину не на сцене, не в момент выступления, а за кулисами на фоне декораций. Уже одним этим он дает понять, насколько мало занимает его внешняя парадность: Человек – вот что ищет он, прежде всего. Человеческое лицо, глаза, улыбка – вот чему была посвящена его страстная, свежая живопись. Краски его картин были чисты, благородны и свежи.
Картину «Завтрак на траве» Мане написал как пощечину буржуазному вкусу. Сюжетом картины, которая сначала значилась в каталоге выставки под названием «Купание», Мане выбирает мотив эпохи Возрождения. Фигуры людей на ней были написаны строго и сдержанно, в живопись врывались воздух, солнце и чистый цвет. Но критики всю свою ярость сосредоточили на «неприличии» сюжета и не захотели заметить то новое, что содержалось в живописи Э. Мане.
Вскоре он написал картину, которая тоже стала предметом самых яростных нападок. Это была «Олимпия», композиция которой напоминала тициановскую Венеру. Однако лежащая на белых покрывалах, обнаженная натурщица, – это не Венера прошлых веков, это современная девушка, которую, по выражению Эмиля Золя, художник «бросил на полотно во всей ее юной... красоте».
Подробнее...
 
Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду
21.02.2010 г.
Центр Помпиду
Центр Помпиду
В 1970-е годы в Париже был построен новый многофункциональный культурный центр, который как бы демонстративно пренебрегал стереотипами трепетного отношения к искусству. Это был знаменитый Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду, который ознаменовал собой новый этап в развитии музейной архитектуры.
Экстравагантная конструкция Бобура (так в обиходе называют этот Центр) напоминает внешне огромную фабрику или нефтеперегонный завод. Сталь, стекло, сложное переплетение красно-синих труб, кабелей, лестничных площадок, прозрачные галереи эскалаторов и переходов, каких-то странных металлических деталей, вынесенных наружу... Прямо на тротуаре возле главного фасада этой необычно прозрачной конструкции расположились толстые вентиляционные трубы, очень похожие на те, что можно увидеть на палубе судна. И вообще, при желании Бобур легко принять не только за нефтеперегонный завод, но и за корабль, пусть и в форме параллелепипеда.
Архитектура Бобура не закончена и специально ориентирована на изменения в будущем. А общее цветовое решение информационно осмысленно: в красный цвет выкрашены транспортные коммуникации (лестницы, лифты, подъемники, эскалаторы), в желтый – электропроводка, в зеленый – трубы и устройства водоснабжения, в голубой – кондиционеры воздуха, белый – подача тепла.
Подробнее...
 
Орсэ – музей из вокзала
21.02.2010 г.
Орсей
Орсей
Знаменитый парижский вокзал Орсэ располагался в центре Парижа – напротив Лувра и Тюильри. Он был построен архитектором Виктором Лалу к Всемирной выставке 1900 г. Вокзал Орсэ считался последним достижением техники того времени, самым ультрасовременным из всех – он был своего рода апофеозом промышленного века.
Однако со временем он перестал удовлетворять все ускоряющийся ритм жизни, к концу 1960-х годов вокзал обветшал и пережил забвение. На смену ему готовилось строительство международного отеля. Однако в 1973 г. решение о строительстве отеля было отменено. Вокзал признали историческим памятником, и его купило министерство культуры Франции. Вот тогда-то и возникла идея превратить вокзал в «Музей XIX века».
По разработанной программе новый Музей должен был стать музеем многодисциплинарным – то есть включать в свои экспозиции и демонстрировать живопись, графику, скульптуру, декоративную мебель, произведения фотографии и зарождающегося киноискусства, архитектуру, градостроительство, исторические и документальные материалы – все, что отражает прошлую эпоху.
Первые коллекции нового Музея формировались из произведений, хранившихся в Лувре, музее «Же до Пом», во Дворце Токио и многих других музеях и частных собраниях. По хронологическим рамкам своих коллекций Музей Орсэ занимает сейчас место между Лувром и Национальным центром искусств имени Жоржа Помпиду: Лувр (как музей) построен в XVII веке, Орсэ – в 1900 г., Центр искусств имени Жоржа Помпиду – в 1977 г.
Экспонируемые в Музее Орсэ произведения искусства представляют собой один из выдающихся периодов французского искусства второй половины XIX – начала XX века. Живопись представлена полотнами Давида, Энгра, Делакруа, импрессионистов, скульптура – произведениями Родена. Зал Родена считается одним из самых красивейших в Музее Орсэ, а достигается .это благодаря гармоническому соотношению трех произведений скульптора с архитектурой самого вокзала.
Подробнее...
 
Дом-музей Виктора Гюго
21.02.2010 г.
Музей Виктора Гюго
Музей Виктора Гюго
В доме ¹ 6 на площади Вогезов жил и работал великий писатель Виктор Гюго. В помещениях, где сохранилась подлинная обстановка, представлены многие его рукописи.
 
Монмартр
21.02.2010 г.
Монмартр
Монмартр
Монмартр и ныне знаменит как квартал художников. Однако нужно обладать немалой фантазией, чтобы представить себе здесь былую богемную жизнь, некогда вдохновившую Пуччини на создание оперы «Богема». Те, кто теперь населяет превосходно отреставрированные дома на холме Монмартр, принадлежат к состоятельному среднему классу.
 
Мулен-Руж
21.02.2010 г.
Мулен-Руж
Мулен-Руж
Это варьете открылось в 1889 г. и вскоре благодаря канкану прославилось на весь мир. Выше на холме можно увидеть последнюю сохранившуюся мельницу Монмартра – «Мулен-де-ла-Галетт». Именно здесь, как свидетельствует знаменитая картина Ренуара. Париж танцевал под каштанами. Теперь мельницу осматривают издалека, поскольку она стоит посреди роскошных домов, куда имеют доступ только сами их жители.
 
Версаль
21.02.2010 г.
Версаль
Версаль
В Версале было очень много различных почетных дворов, среди которых видное место занимал Мраморный. Сюда выходили королевские покои, поэтому часто под балконом комнаты Людовика XIV разыгрывались театральные представления.
Руководил строительством Версаля архитектор Л. Лево до самой своей смерти в 1670 году. Одновременно он работал в парке над зданиями Зверинца и Оранжереи, которые были прихотью и радостью короля.
Убранство приемных залов королевских покоев было сюжетно посвящено античным богам.
Самый продолжительный путь – к королевской спальне – вел через залы Венеры, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона и дальше в зал Войны, Зеркальную галерею, зал «Бычьего глаза». По этой анфиладе нарядных помещений придворные направлялись и в капеллу.
Анфилада залов, ведущих в королевские покои, начиналась с салона Изобилия, в нем Людовик XIV хранил свою великолепную нумизматическую коллекцию.
Самое парадное помещение Большого Версальского дворца – это Зеркальная галерея. Это не просто зал, это огромный проспект, длина которого 73 метра, а ширина – 10,5 метра. Стену галереи со стороны парка по всей высоте прорезали симметрично расположенные 17 окон, которые своими пропорциями гармонируют с резными золочеными дверями, 15 ниш напротив окон заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоемы, иллюзорно расширяя пространство зала и создавая тем самым удивительно сказочный эффект. Окна утопают в глубоких арочных нишах, в то время как зеркала наложены на плоскую стену.
Подробнее...
 
Дворец Фонтенбло
21.02.2010 г.
Дворец Фонтенбло
Дворец Фонтенбло
Еще одна королевская резиденция в окрестностях Парижа - дворец Фонтенбло. Дворцовый ансамбль, расположенный посреди обширного леса, постоянно видоизменяли и расширяли, особенно в XVI в. Именно тогда, при короле Франциске I, появились и самые интересные ренессансные постройки.
 
Собор Сен-Дени
21.02.2010 г.
Собор Сен-Дени
Собор Сен-Дени
К наиболее значительным храмовым сооружениям Франции принадлежит собор Сен-Дени. Новый хор собора, завершенный в 1144 г., стал первым крупным достижением французской готики. Наполненный светом интерьер храма составлял поразительный контраст мрачности романских церквей. С VII в. монастырский храм Сен-Дени служил усыпальницей франкских, позже французских королей.
 
Шартр
21.02.2010 г.
Шартр
Шартр
Местечко Шартр знаменито на весь мир прежде всего своим собором. Шартрский собор Нотр-Дам сохранился лучше всех других готических храмов Франции.
После пожара в 1194 г. его начали отстраивать заново и освятили в 1260 г. К этому периоду относятся 160 цветных витражей и почти все статуи. От предшествующей постройки сохранился западный портал. Он украшен раннеготической скульптурой, знаменитой не менее, чем шартрские витражи.
 
Реймс
21.02.2010 г.
Реймс – второй по величине город Шампани. Здесь начиная с 1179 г. короновались французские короли. В Реймс идет дорога через природный парк. Надо иметь в запасе немного времени, чтобы погулять по окрестностям.
Фасад собора «Нотр-Дам», украшенный 2300 фигурами, – один из лучших образцов французской готики. Цветные витражи, пострадавшие во время двух мировых войн, восстанавливались постепенно; с 1974 г. хор украшают витражи, выполненные по эскизам Марка Шагала.
В бывшем епископском дворце Пале-дю-То можно увидеть уникальные экспонаты: дарохранительницу Карла Великого, фрагмент подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос.
В базилике Сан-Реми находится усыпальница французских королей, а музей Сан-Реми - один из богатейших музеев Европы.
 
Руан
21.02.2010 г.
В начале X в. здесь принял святое крещение викинг Ролло, став первым герцогом Нормандии. Печальную известность город обрел из-за процесса Жанны д'Арк: ее объявили еретичкой и сожгли на костре в 1431 г. на площади Вьё-Марше.
«Нотр-Дам»
Современный Руан являет собой настоящий музей шедевров готики. Устремленные в небо башни собора «Нотр-Дам» (с XII в.) запечатлены при разном освещении не менее чем на двадцати картинах Клода Моне. Левую башню собора построили в эпоху ранней готики, а правая была завершена лишь в XVI в. В капелле Девы Марии находится гробница кардиналов Амбуазских, один из ранних образцов французского ренессанса.
Сен-Маклу
Подлинный шедевр пламенеющей готики – приходская церковь «Сен-Маклу», которая строилась около 80 лет (с 1437 г.).
 
Дворец правосудия
21.02.2010 г.
Дворец Правосудия
Дворец Правосудия
Также выдержанный в стиле пламенеющей готики Дворец правосудия (с 1499 г.) служил резиденцией органов управления до того, как был создан парламент Нормандии. Под камнями двора были обнаружены остатки синагоги; она датируется XII в. и, следовательно, принадлежит к числу древнейших в Европе.
 
Шато-Гайяр
21.02.2010 г.
Шато-Гайяр
Шато-Гайяр
В 40 км вверх по течению Сены лежит городок Лез-Андели. В 1196 г. английский король Ричард I Львиное Сердце (он был также нормандским герцогом) велел построить над излучиной реки на скале 100-метровой высоты Шато-Гайяр. Эта крепость как наиболее совершенное фортификационное сооружение своего времени считалась абсолютно неприступной. Только после смерти Ричарда французам удалось взять ее хитростью, что было важным шагом в завоевании Нормандии, оказавшейся полностью в руках короля Филиппа II Августа в 1204 г. Крепость, расположенная в исключительно красивом месте, вызывает восхищение и сегодня.
 
Национальный музей Библейского послания Марка Шагала
21.02.2010 г.
На Симиезском холме расположен Национальный музей Библейского послания Марка Шагала. Художник поселился здесь в 1950 г. Он выразил желание, чтобы все его полотна на библейскую тему были собраны в одном месте. 17 полотен, составляющих Библейское послание, выставлены в двух залах музея. Еще 12 картин представлены в просторном зале, к которому примыкает небольшое помещение с экспозицией 5 картин на тему Песни Песней.
 
Музей Матисса
21.02.2010 г.
Музей Матисса
Музей Матисса
Музей Матисса размещен в малом дворце Симеиз. В экспозиции представлены многие личные вещи художника и его картины.