header image
Главное меню
Главная
Справка
Путеводитель
Отели
Фотогалерея
Книги о Франции
Карта сайта
Франция. Форум
Главная arrow Справка arrow Культура
Культура


Религия
21.02.2010 г.
Во Франции около 90% населения – католики. Церковь и государство официально разделены, но католическая церковь создала ряд частных школ, которые частично финансируются государством. Только 2% населения Франции протестанты.
В прошлом, когда католицизм был официальной религией французской монархии, Франция считалась «старшей дочерью Церкви». Наполеон заключил соглашение с Папой Пием VII в Риме в 1801 г., регулирующее отношения с папством. Оно длилось до 1905 г., когда церковь и государство были разделены по закону. В Эльзасе и Лотарингии, регионах, которые в 1905 г. были частью Германии, это соглашение было в силе и позднее.
Страсбургский университет – единственный университет, имеющий факультет теологии, в котором для студентов католического и протестантского отделений предусмотрены раздельные коридоры. Эльзас – это единственный департамент, который платит пасторам и священникам зарплату наравне с учителями. Преподавание религии во Франции в государственных школах запрещено, запрещены также и любые другие внешние проявления религиозности.
Католические обряды глубоко затрагивают повседневную жизнь. Деревня или город имеют покровителя, которого они чествуют в определенный день, являющийся местным выходным. Во Франции наряду с прогнозом погоды дикторы телевидения объявляют, праздник какого святого отмечают в этот день.
Франция имеет одну из крупнейших еврейских общин в Европе – около 700 000 человек (большинство – выходцы из Северной Африки) и около миллиона мусульман.
За последние годы число прихожан в церквах снизилась до 10% от общей численности населения в Париже и до 15% – в других областях. Наименьшей популярностью церковь пользуется у возрастной группы от 18 до 35 лет. Тем не менее, в каждом уголке Франции есть церкви, в которых проходят службы.
Несмотря на низкую посещаемость церкви, французы все еще крестят своих детей, празднуют их первое причастие в 12 лет и венчаются. Это значимые события для семей и их родственников, и соблюдение этих традиций, так же, как и проявление религиозности, считается элементом хорошего воспитания и становления личности.
 
Язык и литература
21.02.2010 г.
Французским языком как родным или государственным сейчас пользуются 90 миллионов человек. Помимо самой Франции, это часть Бельгии (Валлония), Люксембурга, Швейцарии, провинция Квебек в Канаде, а также бывшие владения французов в Африке, Азии, Океании, Карибском бассейне.
От латыни французский язык унаследовал кристально ясную, не допускающую кривотолков логику грамматических построений в сочетании с огромным запасом синонимов, каждый из которых несет вполне определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. Не случайно именно французский язык был в XVIII и XIX столетиях международным средством общения европейского светского общества, в особенности дипломатов. Позволяя наиболее адекватно выражать свое отношение к обсуждаемому вопросу, французский язык облекает его в достаточно изящную, обтекаемую форму, чтобы не задеть чувств собеседника или, наоборот, язвительно уколоть, не создавая впечатления грубости. Позволяя достаточно точно словесно выражать свои мысли, французский язык в то же время обеспечивает и очень ясное письмо.
В некоторых частях Франции до сих пор говорят на региональных наречиях – бретонском в Бретани, фламандском на северо-востоке, немецком в Эльзасе, испанском диалекте на юго-западе, итальянском на Корсике. Около 21% французов утверждают, что говорят на местном наречии хорошо, а 14% – достаточно хорошо.
Ежегодно в стране в среднем выпускается 39 тыс. новых названий книг и продается 380 млн. экземпляров. Во Франции насчитывается около 400 издательств, большинство из них расположено в Париже, а книжные магазины имеются даже в самых маленьких городах. Самая крупная и известная во Франции Национальная библиотека находится в Париже, кроме того насчитывается около 1600 муниципальных библиотек.
Подробнее...
 
Театр
21.02.2010 г.
Французский театр берет начало со средневековых постановок популярных спектаклей на религиозные темы. В XVII столетии благодаря пьесам Расина, Корнеля и Мольера настал его золотой век. Впоследствии драмы и комедии создавали такие преимущественно романтические писатели, как Пьер Мариво, Пьер Огюстен де Бомарше, Виктор Гюго, Альфред де Мюссе и Эдмон Ростан, а также такие писатели-натуралисты, как Анри-Франсуа Бек и Эмиль Золя. К более современным драматургам относятся Жан Ануй, Поль Клодел, Жан Жироду, Беккет, Жан Жене, Эжен Ионеско и Жан Кокто.
Многие театры Парижа, включая Гранд-Опера, Комеди-Франсез, Одеон и Национальный театр Шайо, субсидируются городскими властями или правительством страны. Среди режиссеров, заслуживших международную репутацию и работавших в Париже, – Жан-Луи Барро, Антуан Витез, Ариан Мнушкин, Питер Брук, Роже Блен, Роже Планшон и Жером Савари. Чтобы поощрить театры в других городах Франции, правительство субсидирует многие драматические труппы. Муниципальные оперные театры имеются в Лионе, Лилле и Марселе.
Подробнее...
 
Музыка
21.02.2010 г.
Современная французская музыка отличается новаторством и экспериментированием. Произведения таких композиторов начала 20 в., как Клод Дебюсси, Морис Равель, Жак Ибер, Лили Буланже, Габриель Форе, Эдгар Варез, Эрик Сати, и группа «Шесть» с участием Франсиса Пуленка, Дариуса Мило и Жермен Тайфер стали частью европейской музыкальной традиции. Новые горизонты были открыты такими композиторами, как Пьер Булез, Андре Жоливе, Ж.-Л. Мартине, Оливье Мессиан, Пьер Шеффен и Пьер Анри.
Всеобщее увлечение музыкой охватывает самые разные вкусы. Властями поощряются все музыкальные формы - от классических до наиболее популярных, таких как рок, варьете, рай или рэп. Государство поддерживает как Центр музыки барокко в Версале, так и Национальный центр народной песни и эстрады, Национальный джазовый оркестр и Центр информации о роке.
Открытая в 1988 г. Опера на площади Бастилии оснащена самым современным оборудованием и может принимать в своем большом зале 2700 слушателей. В «Опера-комик» ставятся оперные спектакли французских композиторов, а «Шатле», предоставляет сцену сольным выступлениям, концертам и оперным постановкам. В провинции можно отметить деятельность Французского музыкального театра в Компьене, который утверждает себя как важный центр сохранения французского вокального наследия. Оперные театры Лиона, Тулузы, Руана, Нанта и др. неизменно предлагают публике постановки высокого уровня.
 
Кино
21.02.2010 г.
Франция была ведущей кинодержавой на самой заре развития этого искусства. В 1895 г. братья Луи и Огюст Люмьер изобрели кинематограф. Спустя два года Жорж Мельес основал кинокомпанию «Стар». Кинокомпания «Пате Фрер», основанная в 1896 г., приобрела патенты Мельеса и стала первым международным концерном по выпуску кинофильмов.
После Первой мировой войны во Франции возродилось производство кинофильмов. Из режиссеров этого периода наиболее известны Рене Клер («Свободу нам» 1932 г.), Жан Виго («Ноль за поведение», 1933 г.) и Жан Ренуар, который поставил фильмы «Великая иллюзия» (1937 г.) и «Правила игры» (1939 г.).
Франция не скоро оправилась после Второй мировой войны. Поэтому в отличие от итальянцев, французские кинематографисты не горели желанием снимать картины о событиях и последствиях фашистской оккупации. Они сосредоточились на экранизации классики, много внимания уделяли роскошным декорациям, использованию спецэффектов, создвались остроумные мелодрамы, искрящиеся весельем комедии. В общеизвестных кинокомедиях Жака Тати «Праздничный день», «Мой дядя», «Закон есть закон», «Каникулы месье Юло», гротеск сочетается с глубоким поэтическим лиризмом.
Подробнее...
 
Средства массовой информации
21.02.2010 г.
Наиболее крупные ежедневные газеты, издающиеся в Париже: «Монд» – влиятельная и хорошо информированная газета, отражающая взгляды левой части политического спектра (около 400 тыс. экз.).
C 1826 г. выходит старейшая газета правого толка Фигаро» (около 400 тыс.). «Франс-суар» – крупная вечерняя газета (около 75 тыс.); «Либерасьон» - газета, близкая к социалистической партии (около 150 тыс.); «Юмаяите» – газета компартии (52 тыс.); еженедельная политико-сатирическая газета «Канар аншене» (550 тыс.) и др.
Крупнейшие журналы: «Экспресс» – еженедельник (около 550 тыс.); «Пуэн» – общественно-политический журнал (около 380 тыс.): «Нувель обсерватёр» – общественно-политический еженедельник (около 550 тыс.); «Пари-матч» – иллюстрированный еженедельник (около 720 тыс.) и др.
Телевещание работает на каналах государственной телекомпании «Франстелевизьон»: «Франс-2», «Франс-3», «Франс-4» (создан специально для введенной в марте 2005 г. системы наземно-цифрового телевидения), «Франс-5», а также «Франс 6», ориентированный на заморские департаменты и территории.
Крупнейшая частная телекомпания - «ТФ-1», популярный частный канал – «М-б», Платный телеканал «Канал-плюс» финансируется гос. и частным капиталом. Телеканал «Арте» создан при культурно-информационном партнерстве Франции и Германии.
Действуют национальные радиовещательные станции – «Франс-Интер» (новости, музыкальная и другие программы), «Франс-Кюльтюр», «Франс-Мюзик» (симфоническая и джазовая музыка), «Франс-Инфо» (круглосуточная информационная программа), «Мув» (молодежная культура), «Радио-Блё» (пропагандирует французскую песню), а также ок. 50 местных станций.
Ведущее агентство печати - Франс-Пресс (АФП), входит в число мировых информационных агентств.
 
Национальные традиции
21.02.2010 г.
Французская нация – одна из старейших на европейском континенте, с богатой историей и культурой. Французы галантны, скептичны и расчетливы, хитры и находчивы, в то же время они восторженны, доверчивы и великодушны. Во Франции любят и умеют говорить. Разговор французов носит непринужденный характер и идет исключительно быстро.
Государство ориентируется на воспитание независимых и критически настроенных граждан. В деловой жизни существенную роль играют личные связи и знакомства. Партнеров стремятся найти через посредников, связанных дружескими, семейными или финансовыми отношениями. Французы искусно отстаивают свою позицию, при этом достаточно жестко ведут переговоры.
Несмотря на традицию централизованного и унитарного управления государством, Франция сохранила самобытные региональные культуры, оригинальные местные кухни, традиционные местные виды спорта и сам стиль жизни. Многие французы идентифицируют себя скорее со своим родным регионом, таким как, например, Бретань, Эльзас или Прованс, чем с национальной французской культурой, представленной Парижем. Во Франции самый большой в мире процент «загородных домов» на душу населения, и большинство из них принадлежат людям, которые живут и работают в Париже или недалеко от него, но чьи семьи корнями уходят в провинции.
Важно отметить, что в свое время была предпринята попытка переместить правительственные структуры в провинции. Быстрое развитие телекоммуникаций и транспортной инфраструктуры создали в провинциях хорошие условия для развития успешного бизнеса.
 
Национальные праздники и традиции
21.02.2010 г.
По количеству всевозможных праздников и фестивалей Франция занимает одно из первых мест в мире. Праздник может быть выдуман в честь чего угодно – от католического святого до укропа, который является традиционным продуктом какой-нибудь деревни. Париж и Лазурный Берег традиционно принимают культурные форумы общеевропейского и мирового значения.
1 января – Новый год. В Париже проходит молодежный Гранд-Парад (от церкви Мадлен к воротам Сен-Дени).
В середине января проходят ралли Монте-Карло (Монако). Одна из самых популярных автогонок в мире.
18-28 января – фестиваль циркового искусства (Монако).
Конец января – международный показ мод прет-а-порте (Париж, Версальские ворота). Считается, что выставленные модели можно носить далее в течение шести месяцев (весна-лето), и это будет считаться последним «писком моды».
Традиционный салон старинных автомобилей проходит в феврале в Париже.
7–18 февраля – карнавал (Шалон-сюр-Сон, Бургундия). Парад гигантских масок с обильным засорением городских улиц конфетти.
Подробнее...
 
Архитектура и живопись
21.02.2010 г.
Начало французской архитектуры – это памятники культуры мегалитов – монументальные сооружения, расположенные рядами и кругами, были созданы еще в период раннего неолита. Больше всего их сохранилось в Бретани. До сих пор остается загадкой назначение огромных глыб. Возможно, они имели культовый характер, или символизировали статус собиравшихся возле них племен, или имели отношение к движению Солнца и Луны, служили для измерения времени.
Во Франции найдены несколько пещер, являвшихся стоянками первобытных людей, настенные росписи которых признаны шедеврами мирового искусства. Практически вес они находятся вблизи морских побережий страны. В Лангедоке, где в 1994 г. были найдены самые древние из известных выбитых на стенах изображений. Они датируются 32-м тысячелетием тому назад. На основании этого Франция ныне претендует на звание родины искусства гравюры.
У западного побережья Франции в начале 2000-х гг. был исследован целый пещерный комплекс. Там обнаружили изображения львов, медведей, антилоп и лошадей, а также 155 наскальных изображений людей, имеющих портретное сходство. Предполагаемый возраст наскальных портретов – 15 тысяч лет. Все изображения были вырезаны в плитах песчаника, которые затем закрепили на земле.
Подробнее...
 
Государство и культура
21.02.2010 г.
Из года в год средства, выделяемые Министерству культуры, неизменно увеличиваются, при этом эти средства суммируются с расходами на нужды культуры других министерств и средствами, выделенными на нужды таких организаций, как Национальный центр научных исследований, центры культуры, на треть финансируемые государством, а также с кредитами на социальную помощь, обустройство городов и сельских районов и развитие туризма, то получится, что на финансирование культуры государство ежегодно ассигнует около 40 млрд. франков.
Необходимо также подчеркнуть роль ассоциаций и предприятий в развитии культуры. Деятельность некоторых ассоциаций связана с каким-либо определенным памятником или музеем, и они принимают участие в их обновлении и реставрации, что нередко сопряжено с привлечением иностранных партнеров и меценатством, как это имело место в ходе длительной и тщательной реставрации Версальского дворца.
Во Франции частное меценатство появилось сравнительно недавно. Так, законом от 23 июля 1987 г. определены рамки такого рода деятельности, на которую приходится суммарный ежегодный взнос в пользу искусства в размере свыше 1 млрд. франков. Создание фондов или финансирование престижных мероприятий стали в настоящее время частью политики связей с общественностью многих крупных групп. Фонд Картье – по изобразительным искусствам, фонд Вюиттон – по музыке, и многие другие играют важную роль в организации культурных мероприятий и оказании помощи творческой молодежи. Вместе с тем предприятия берут на себя, полностью или частично, финансирование дорогостоящих проектов по обеспечению сохранности национального достояния.
 
Система образования
21.02.2010 г.
После Второй мировой войны французская система образования претерпела серьезные изменения, в частности, в связи со значительным ростом спроса на продолжение образования в средней и высшей школе. Сначала коллеж, лицей, а затем и университет широко распахнули свои двери для новых поколений. Образование стало массовым и вынуждено было адаптироваться к приему новых абитуриентов. По мере увеличения продолжительности учебы система образования постоянно реформировалась. Возникла необходимость в ее демократизации, чтобы удовлетворять, с одной стороны, возросшим социальным потребностям, а с другой – реагировать на социально-экономические преобразования, происходившие в обществе и требовавшие более высокого уровня квалификации экономически активного населения. Этот процесс еще не закончился, однако во Франции, как и в других странах, общественность сегодня все больше задается вопросом о том, обеспечено ли в действительности равенство в области образования и отвечает ли образование требованиям рынка труда.
В Конституции Франции заложен принцип, согласно которому "нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования на всех уровнях должно быть обязанностью государства". Однако образование не является монополией государства. Наряду с бесплатными общедоступными учебными заведениями, контролируемыми государством, имеются частные заведения, взимающие плату за обучение и обычно находящиеся в ведении частных или религиозных организаций. Для обеспечения стандартов обучения Министерство образования определяет содержание учебных курсов для всех студентов, желающих получить официальные дипломы независимо от того, где они проходят обучение. Наличие университетского диплома имеет значение для карьеры почти во всех профессиях. Даже работникам физического труда для получения работы желательно иметь документ о полном или незаконченном профессиональном образовании.
Подробнее...
 
Наука
21.02.2010 г.
Франция – одна из ведущих мировых научных держав. Общенациональные затраты на НИОКР составляют 30 545 млн. евро, или 2,14% ВВП (4-е место в мире). В науке занято 314,5 тыс. чел., 48,9% из них – профессорско-преподавательский состав университетов.
Непосредственно научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками занимаются 160 тыс. чел. (75% в частнопредпринимательском секторе). Они сосредоточены на различных научно-исследовательских и внедренческих фирмах, в лабораториях и технических центрах. Получаемые средства направлялись в основном на фундаментальные исследования, а также в такие отрасли, как ядерная энергетика, различные космические программы, производство вооружений, транспорт и связь. Предпринимательский сектор сосредоточивает усилия в прикладных исследованиях, преимущественно в электронике, общем машиностроении, автомобилестроении, химической промышленности. На эти отрасли приходилось 46,7% выданных резидентам патентов. Однако, несмотря на немалый объём средств, направляющихся на НИОКР, французская научная мысль в технической области отстаёт от основных зарубежных конкурентов. Мировые имена принадлежат французам прежде всего в общественных науках: в социологии Ф. Дюркгейм, К Леви-Стросс, М. Фуко, А. Турен, в истории – Ф. Бродель.