header image
Главное меню
Главная
Справка
Путеводитель
Отели
Фотогалерея
Книги о Франции
Карта сайта
Франция. Форум
Главная arrow Справка arrow Экономика
Экономика


Общая характеристика экономики
20.02.2010 г.
Рост французской экономики в 1980-х – начале 2000-х гг. характеризовался неравномерностью. Медленно росли основные макропоказатели в начале обоих десятилетий, особенно в 1991–1995 гг.; благоприятная конъюнктура складывалась во второй половине 1980–х гг. и в 1996–2001 гг. Новый спад был отмечен в 2002 г. и во многом обусловлен снижением мирового спроса, ростом цен на энергоносители. Выход из кризиса наметился в середине 2003 г.
Колебания ВВП были связаны со снижением значимости сельского хозяйства и промышленности при одновременном повышении сферы услуг. В 1980–2002 гг. удельный вес аграрного сектора снизился с 3,7 до 3,1%, промышленности, включая строительство – с 42,0 до 26,4%, при этом услуги возросли с 54,3 до 70,5%. Современная структура ВВП по производству полностью соответствует аналогичным пропорциям других развитых стран. Это относится и к французской структуре занятости, где изменения шли в тех же направлениях. За указанный период пропорции занятости перераспределились от сельского хозяйства и промышленности со строительством (падение с 8,7 до 4,5% и с 34,2 до 23,1% соответственно) к сфере услуг (рост с 57,1 до 72,4%).
В целом на французскую промышленность (без строительства) приходится 22,2% ВВП, 3,93 млн. занятых, 20% общего объёма инвестиций, 94% товарного экспорта, 1/3 прямых зарубежных капиталовложений. Довольно вялое развитие этой сферы в 1980-е – середины 1990-х гг. в последнее пятилетие XX в. сменилось быстрым ростом (3,8% в среднем ежегодно). Инвестиции росли на 7–8%, в том числе в нематериальные активы (подготовка специалистов, НИОКР, закупка компьютерных программ, реклама) – на 10–12% в год. Также ускорению способствовали хорошая мировая конъюнктура, повышение внутреннего спроса вследствие рассасывания безработицы, общее улучшение позиций французского частного бизнеса. Не последнюю роль сыграл низкий курс франка при переходе к единой евровалюте. Французская промышленность без ущерба для себя пережила кризис 1997–1998 гг. Хуже была реакция на кризис начала XXI в.: в 2001 г. прирост продукции равнялся всего 0,6%, в 2002 г. – 1,6%.
Подробнее...
 
Промышленность
20.02.2010 г.
В 1980-1990-е гг. в промышленности продолжались глубокие структурные преобразования, состоявшие в концентрации усилий на нескольких передовых отраслях – автомобилестроении, производстве телекоммуникационного оборудования, фармацевтике и парфюмерии, аэрокосмической технике, ядерной энергетике. Совокупный удельный вес этих 5 отраслей в товарообороте промышленности – 43,8%.
 
Добывающая и обрабатывающая промышленность
20.02.2010 г.
Объем добычи полезных ископаемых во Франции за последние десятилетия значительно снизился в основном из-за иностранной конкуренции. Это коснулось даже разработки железорудных месторождений северной Лотарингии, откуда поставляется сырье для местной металлургической промышленности. Продолжается добыча калийных солей на юге Эльзаса, хотя и в значительно меньшем объеме. В больших масштабах ведется добыча каменной соли в Лотарингии, Франш-Конте и Беарне, также налажено извлечение соли из морской воды в районе дельты Роны (равнина Камарг). На базе использования этих минеральных ресурсов сложилось производство соды и хлористых соединений.
 
Химическая промышленность
20.02.2010 г.
Франция является одним из мировых лидеров по производству и экспорту химикатов, ее специализация – производство минеральных удобрений (есть своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс, тонкая химия. Крупные заводы есть почти во всех районах. На местном сырье получили развитие: в Лотарингии – углехимия и производство соды, в Эльзасе – производство калийных удобрений, в Ландах – лесохимия и т. д. На импортном сырье выросла крупная нефтехимия в промузлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. В столице характерны тонкая химия (фармацевтика, парфюмерия и др.), а также производство шин. Другие крупные заводы резиновых изделий в Клермон-Ферране и Монлюсоне, наоборот, были размещены в сельских районах в расчете на дешевизну местной рабочей силы. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.
 
Металлургия
20.02.2010 г.
Во Франции развиты черная металлургия и выплавка алюминия, хотя эти отрасли производства испытывают спад из-за конкуренции других стран. Ежегодно во Франции выплавляется 14 млн. т чугуна, 18 тыс. т стали. Раньше около 1/3 чугуна и стали выплавляли в Лотарингии, главную роль в металлургии играют большие комбинаты, выстроенные у моря, которые опираются на импортную руду и кокс, – в Дюнкерке и у Фоса (пригород Марселя). В горных районах Савойе, Центральном массиве, Пиренеях вблизи ГЭС развита электрометаллургия (производство ферросплавов, качественных сталей и цветных металлов)
 
Автомобилестроение
20.02.2010 г.
Во французской экономике ведущее положение занимает автомобилестроение, его доля составляет 17,7% общепромышленного оборота. С конца 1980-х гг. годовой выпуск автомобилей устойчиво держится на уровне 3 млн. шт. (2002 г. – 3,100 млн. 5,4% мирового производства, 20,3% западноевропейского). Экспорт автомобилей 42,6% общего объёма их производства. 99% производства отрасли принадлежит 2 группам – «Пежо-Ситроен» и «Рено». Они примерно поровну контролируют св.60% национального рынка и 23,8% западноевропейского, на котором пока заметно уступают немецким производителям.
 
Фармацевтика и парфюмерия
20.02.2010 г.
По объёму промышленного производства на 2-м месте находится фармацевтика и парфюмерия, которая составляет в общепромышленном обороте 13,2%. По стоимости выпускаемых фармацевтических препаратов Франция стоит на 4-м месте в мире, а по их душевому потреблению – на 3-м (после США и Японии).
Экспорт отрасли 30% производства. Основные производители – концерны «Рон-Пуленк» (6-е место в мире), «Эльф-Атошем» и «Эр ликид».
Париж – признанная парфюмерная столица мира, где действуют такие знаменитые производители дорогостоящих косметических средств, как Шанель, Риччи, Сен-Лоран. Более массовую продукцию производит «Л'Ореаль» – 13% мирового оборота парфюмерии, 1-е место в мире. Французские парфюмеры вывозят за рубеж 38,5% своей продукции.
 
Машиностроение
20.02.2010 г.
Доля электротехнического и электронного машиностроения в общепромышленном обороте Франции составляет 13,0%. При этом свыше 1/2 продукции отрасли (54,6%) конторское оборудование и компьютеры, оборудование для дальней связи и электронные компоненты.
Экспортируется 48,8% изделий (в т.ч. электронных компонентов 59,8%). Основной производитель – концерн «Алькатель» входит в первую тройку мировых производителей телекоммуникационного оборудования. На него приходится 39,6% национального отраслевого рынка; на группу «Томсон» (2-й в мире производитель электронного оборудования военного назначения) – 23%.
Характерная особенность размещения машиностроения его высокая концентрация (особенно продуктов высокой технологии) в Большом Париже (почти 1/4 всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов. В последние десятилетия происходит миграция автозаводов в кризисные промышленные районы с высокой безработицей и более дешевой рабочей силой - в Нормандию, на Север, в Лотарингию.
Крупные судостроительные верфи Франции располагаются в Сен-Назере Дюнкерке, а также Шербуре и Бресте, где строят военные суда.
 
Авиастроение
20.02.2010 г.
Французская авиаракетная промышленность лидирует в Западной Европе. Производятся разные виды гражданских и военных самолетов, вертолетов и ракет для многих стран. Французские ракеты «Ариан» используются многими странами ЕС для запуска спутников (основной космодром Франции – Куру, Французская Гвиана). Главные авиационные заводы в Париже и Тулузе принадлежат государству. Другие важные центры этой промышленности – Бордо, Бурж, Мариньян.
 
Текстильная промышленность
20.02.2010 г.
Французская текстильная промышленность по масштабам и качеству продукции занимает видное место в мире. Так, по производству тканей Франция вместе с Италией и Германией лидирует в Западной Европе, отличаясь от этих стран более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и меньшим значением химических волокон.
Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. На севере (Рубе-Туркуэн, Лилль, Армантьер, Камбре) сконцентрированы шерстяные, льняные, джутовые фабрики и значительная часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов и Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности (центры Мюлуз, Эпиналь). Лион, прежде славившийся производством тканей из натурального шелка, теперь центр главного ареала выделки химических волокон и тканей из них. Важнейшие производители трикотажа – Труа, Париж и Рубе.
Свое значение сохраняет и швейная промышленность, изделия которой пользуются большим спросом и за пределами страны. Главный «законодатель мод» и центр по выпуску одежды и галантереи – Париж.
 
Сельское хозяйство
20.02.2010 г.
Во Франции сформировался мощный агропромышленный комплекс, полностью обеспечивающий потребности страны в продовольствии. На экспорт поступает более 30% продукции сельского хозяйства. По производству зерна в последние годы Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире.
Переход к постиндустриальной ступени развития сопровождался во Франции снижением доли сельского хозяйства в основных народнохозяйственных структурах. Уменьшилась и доля продовольствия в национальном экспорте (9,6% в 2002 г.), вместе с тем в абсолютном выражении за этот период объём сельскохозяйственного производства увеличился на 87%. И хотя французские политики больше не ставят целью превращение страны в «житницу Европы», как во времена де Голля, на Францию приходится 23,7% аграрной продукции Западной Европы.
В 1980–1990–е гг. в отрасли продолжался процесс концентрации. Во Франции традиционно преобладают мелкие хозяйства с раздробленным землевладением. Хотя средняя площадь хозяйства почти удвоилась по сравнению с начала 1980–х гг. (соответственно 42 и 23 га), мелкими и мельчайшими являются 49% хозяйств (в том числе у 29,1% - площадь менее 5 га). Лишь 1/3 хозяйств владеет сельскохозяйственными площадями от 50 га и выше (в том числе от 100 га – 12,2%). Именно эти крупные землевладельцы дают 75,7% аграрной продукции.
Одним из важнейших факторов развития сельскохозяйственного производства является рост технической оснащённости отрасли. Так с конца 1980-х гг. доля мощных тракторов увеличилась с 16,2 до 33,8%. Активно применяются многие другие машины и механизмы. Отрасль полностью электрифицирована.
В отличие от большинства других европейских стран, чьё сельское хозяйство ориентировано на животноводство, аграрная сфера Франции многопрофильна при примерном равенстве значения растениеводства и животноводства, так в сельскохозяйственном доходе Франции в середине 90-х годов продукция растениеводства составляла 49,0%, продукция животноводства – 51,0%.
Подробнее...
 
Транспорт и связь
20.02.2010 г.
Франция считается одной из самых мощных транспортных держав мира. Высокого уровня достигли автодорожные и авиационные перевозки, а также железнодорожный транспорт. На эти отрасли приходится 7,3% ВВП и 7,9% занятых.
Автомобильный транспорт
Во Франции протяженность шоссейных дорог с твердым покрытием составляет около 1 млн. км. Многие из этих дорог строились за счет частных инвестиций, и теперь там взимается плата за проезд. После завершения строительства основных международных магистралей приоритет был отдан развитию дорожной сети за пределами Парижа и особенно в таких районах, как Центральный Французский массив, где не хватает хороших дорог. Автомобильный парк включает около 30 млн. машин (2004 г.).
 
Железнодорожный транспорт
20.02.2010 г.
Франция располагает самой крупной в Европе железнодорожной сетью. Более 50 крупных городов связаны между собой высокоскоростными железнодорожными линиями.
Организовано высокоскоростное пассажирское сообщение, где используются поезда с двумя локомотивами, развивающие скорость до 300 км/ч. Такие поезда на одной из первых линий, запущенной в 1983 г., преодолевают расстояние между Парижем и Лионом всего за два часа. Скоростное движение открыто также на линиях, соединяющих Париж с Ле–Маном и Туром на юго-западе и с Лиллем и Кале на севере. В настоящее время Лионская линия, которая в будущем свяжет Париж с Марселем, протянута на юг до Валанса.
Интересно, что национальное общество французских железных дорог приняло решение превратить страну в главный узел европейской сети высокоскоростных железных дорог. Хотя после модернизации железных дорог во Франции увеличился объем пассажирских перевозок, объем грузоперевозок по ним продолжает уменьшаться.
После сооружения в 1994 г. туннеля под Ла-Маншем, соединившего Париж с Лондоном, и открытия по нему железнодорожного сообщения между двумя странами началась перевозка грузового автотранспорта на специально сконструированных железнодорожных платформах. Движение пассажирских поездов и платформ с легковыми автомобилями открылось в 1996 г.
Многие французские города в связи с расширением автопарка и «пробками» на городских улицах финансируют развитие общественного транспорта, в том числе рельсового, а также сооружение подземных и надземных магистралей. Кроме знаменитого парижского подземного метрополитена, одного из самых старых в Европе (первая линия введена в строй в 1900 г.), в 1970-е годы была построена региональная скоростная линия, с помощью которой парижский метрополитен соединен с пригородным железнодорожным сообщением. В таких провинциальных городах, как Лион, Марсель, Лилль и Тулуза, сооружено метро, а в Гренобле, Нанте, Страсбурге и Руане действует скоростное трамвайное сообщение.
Железные дороги Франции активно электрифицируются. Протяжённость электрифицированных линий – 13 570 км. Широко представлен скоростной транспорт (350 км/ч). Франция – один из мировых лидеров в его разработке и внедрении. Первая скоростная линия была открыта в 1981 г. между Парижем и Лионом. Сейчас такие линии связывают столицу с Марселем, Страсбургом, Ниццей, Ла-Рошелью, а также Брюсселем и Лондоном (тоннель через Ла-Манш). В перспективе – продление ветки на Брюссель до Амстердама и Кёльна, ларошельской – до Бордо, лионской – на территорию Италии и Швейцарии.
 
Внутренние водные пути
20.02.2010 г.
Длина внутренних судоходных путей – 8,5 тыс.км, но используются только 5,5 тыс. Внутренний водный транспорт испытал затяжной спад объема грузовых перевозок, чему способствовали разобщенный характер водных путей сообщения, конкуренция с другими видами транспорта и сокращение объема добычи и транспортировки угля и железной руды речными судами. В настоящее время сырая нефть и очищенные нефтепродукты, ранее перевозившиеся речными танкерами, транспортируются по трубопроводам. Грузооборот речного транспорта составляет 181,6 млрд. ткм. (2001 г.).
 
Морской транспорт
20.02.2010 г.
Морской каботаж Франции развит мало из-за удаленности от моря основных промышленных районов. Морские перевозки составляют около 300 млн. т в год; вес прибывающих грузов в три раза больше веса отправляемых, так как Франция экспортирует по морю более легкие и ценные товары, чем импортирует.
В общей сложности Франция обладает 89 морскими портами с общим грузооборотом 300 млн. т. Крупнейшие из них – Марсель и Гавр, на них приходится 48% от всего грузооборота, остальные перевозки идут через Дюнкерк, Кале, Руан и Бордо. Марсель – третий порт Западной Европы, обслуживает связи Франции со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр и Руан – морские аванпорты Парижа; Дюнкеркский порт – морские ворота Северного промышленного района. Кале – главный пассажирский порт страны и морские ворота из Европы в Великобританию.
 
Авиатранспорт
20.02.2010 г.
Наиболее интенсивное авиасообщение сосредоточено в двух международных аэропортах – Орли и Шарль-де-Голль, расположенных соответственно к югу и северо-востоку от Парижа, через них осуществляется 67,3% всех национальных внутренних и внешних пассажирских и 89% грузовых перевозок. «Ле Бурже», ранее основной аэропорт столицы, ныне обслуживает только деловую авиацию.
Из многочисленных провинциальных аэропортов самые крупные – Ниццкий, «Сатоля» (Лион) и Тулузский – в совокупности перевозят за год 19,7 млн. пассажиров, 6,3% общенационального объёма грузов.
Протяженность воздушных линий французских авиакомпаний – около 650 тыс. км. Крупнейшие авиационные компании - «Эр-Франс», «ЮТА» и «Эр-Интер».
 
Связь
20.02.2010 г.
Периодом исключительно быстрого развития сектора связи стали 1990-е гг. В 1996–2000 гг. средний ежегодный прирост его продукции составлял 20%. Рост сочетался с огромными качественными сдвигами, которые позволили не только ликвидировать длительное отставание в области телефонизации от других западных стран, но и создать к началу XXI в. одну из наиболее современных в Европе систем электронной цифровой связи. Сдвиги были обусловлены в первую очередь скачкообразным расширением мобильной телефонной связи и увеличением числа пользователей Интернета. Численность абонентов мобильной связи за 2001–2002 гг. возросла с 31 до 37,3 млн. Это составляет 62,5% населения – пока меньше, чем в Великобритании, Италии, Испании, скандинавских странах, но больше, чем в США (50%).
В 1997 г. во Франции было 500 тыс. пользователей Интернета, к началу 2002 г. – уже 19 млн. чел., 31,9% населения (среди управленцев и лиц, занятых интеллектуальным трудом – 73,1%, среди студентов и учащихся – 73,3%). Из планетарного числа пользователей Всемирной паутины на Францию к 2002 г. приходилось 4%.
 
Торговля
20.02.2010 г.
Важную роль в развитии и успешном функционировании французской экономики играет торговля, на ее долю приходится 13,0% ВВП и 13,4% занятых. Основное изменение с 1980–х гг. – переход от мелкорозничной к интегрированной организации, к современным комплексам: супер- и гипермаркетам. Во Франции супермаркетом считается магазин торговой площадью 400–2500 м2, гипермаркетом – от 2500 м2, более 1/3 оборота которого даёт торговля продовольственными товарами. В начале 1980-х гг. на долю интегрированной торговли приходилось 27% розничного оборота, в 2002 г. – 51,4%. В 1986–1995 гг. в стране открывалось по 350–450 супер- и гипермаркетов ежегодно, в 1996–1997 гг. – до 200, а в 1998–2002 гг. – до 100. По этому показателю Франции находится на одном из первых мест в ЕС, отставая лишь от Финляндии, Ирландии и Дании. Сейчас рыночная доля интегрированной торговли – 66,7% по продовольствию и 20,4% – по промтоварам. В последней области первенствуют специализированные (непродовольственные) магазины, хотя их доля постепенно снижается (только за 1995-2002 – с 41,9 до 40,4%).
Франция продолжает оставаться классической страной мелкой торговли. Торговые точки площадью до 40 м2, в основном торгующие продовольствием, составляют не менее 20% предприятий отрасли. Но их число уменьшается (в 1995–2002 гг. в среднем на 6% в год), а рыночная доля падает (с 28,5 до 24,1%).
 
Кредитно-банковская система
20.02.2010 г.
В кредитно-финансовую систему Франции входит центральный Французский банк, 412 коммерческих банка и 531 финансовая компания. Французский банк играет ограниченную роль в денежно-кредитной политике с момента вступления страны в евро-зону. Резервы монетарного золота в 2001 г. составляли 97,75 млн. тр.унций; ставка рефинансирования – 4,23%, процентные ставки по кредитам равнялись 6,7%, по депозитам – 2,63%.
Французские банки отличаются высокой степенью концентрации: на 8 крупнейших из них приходится 86% выданных кредитов и 74% активов. Как и везде в индустриальных странах, во Франции идёт активный процесс универсализации банковских и финансовых услуг, обостряющий конкуренцию между различными финансовыми институтами.
 
Внешнеторговые Связи
20.02.2010 г.
Товарный состав французского экспорта весьма разнообразен, что свидетельствует не только о разносторонности экономики страны, но и об относительно слабой специализации Франции в МРТ (например, по сравнению с Германией и Великобританией). В экспорте Франции выше, чем в экспорте этих стран, доля продовольствия и промышленного сырья и ниже доля готовых изделий, особенно машин и промышленного оборудования (2/5 стоимости экспорта). Страна – крупный экспортер и импортер такой продукции. На мировом рынке наиболее весомы позиции Франции в области транспортного машиностроения (автомобили, самолеты и вертолеты, локомотивы), а также экспорта оружия, оборудования для АЭС, космической техники, производственной электротехники и химикатов, стали и алюминия, тканей и одежды. По стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Франция уступает только США (вина, зерно, молочные продукты, сахар и др.).
Франция – мировой лидер в экспорте спиртных напитков, но в то же время крупный покупатель дешевых вин из средиземноморских стран. Структурные слабости экономики проявляются в том, что здесь ниже, чем в экспорте США, Японии и Германии, доля товаров повышенной и высокой технологии. Франция - первый в регионе экспортер электроэнергии (результат успехов в развитии ядерной энергетики). Вместе с тем в импорте, помимо машин и оборудования, очень велико значение топлива (особенно нефти) и промышленного сырья. Ввозятся кофе, какао, чай и другие продукты тропического сельского хозяйства. Многие французские изделия отличаются высоким качеством и новизной, но не все они выдерживают конкуренцию иностранных изделий даже у себя дома; около 1/3 продаваемых в стране товаров - импортные.
 
Энергетика
20.02.2010 г.
За счет внутренних источников во Франции покрывается лишь около 50% общего энергопотребления. Хотя эта доля растет, одним из главных ограничений в производстве энергии остается нехватка собственных ресурсов. Объем добычи угля, нефти и природного газа невелик. Для улучшения снабжения собственной энергией с 1970-х годов реализуется обширная программа развития атомной энергетики.
По сравнению с концом 1950-х годов, значительно сократилась добыча угля, тогда она превышала 58 млн. т в год. В 1997 г. было добыто всего 7,3 млн. т угля. Из-за высоких производственных затрат и истощения запасов в 1995 г. все шахты на севере страны (в планово-экономическом районе Нор-Па-де-Кале), были закрыты и теперь эксплуатируются только угольные месторождения Лотарингии. В 1997 г. было импортировано, в основном из США и Австралии, более 15 млн. т угля. В общем энергобалансе на долю угля приходится лишь 5,8%.
Франция располагает ограниченными запасами нефти. В стране ежегодно добывается 3–4 млн. т нефти. Этого явно недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса на этот продукт. Импорт нефти впервые значительно увеличился в 1960-е годы, когда цены на нее снизились и она постепенно заняла место главного энергоносителя. В связи с резким ростом цен на нефть на мировом рынке в 1973 г. и 1979–1980 гг. Франция стала шире использовать другие источники энергии, а импорт нефти сократился. Это вызвало спад в нефтеперерабатывающей промышленности, предприятия которой сконцентрированы в низовьях Сены и окрестностях Марселя (Бер-л'Этан).
Подробнее...
 
Сфера услуг
20.02.2010 г.
Во французской экономике за 1980–2002 гг. произошёл скачкообразный рост доли сектора услуг. Между 1980–2002 гг. динамика услуг превышала темп экономического роста в 1,2 раза. Особенно быстро развивались услуги предприятиям (+5,2% в среднем ежегодно). Основная часть данной сферы – услуги рыночного характера, в т.ч. 60% – услуги предприятиям. Это две группы: консалтинг, включающий не менее десятка видов деятельности (юридической, рекламной, бухгалтерской, инжиниринговой, маркетинговой, информационной и т.д.) и т. н. операционные услуги – прокат, подбор персонала, охранные мероприятия и др. В консалтинге занято 244,3 тыс. предприятий, в операционных услугах – 92,5 тыс. Понятно, что основные пользователи этих услуг – компании (80% потребления). Но они же – и крупные потребители услуг населению, особенно предоставляемых турагентствами (57%), риэлторскими фирмами (41%) и гостинично-ресторанным сектором (39%). Рынок рыночных услуг растёт главным образом за счёт расширения их потребления компаниями.
 
Туризм
20.02.2010 г.
Франция лидирует в мире по приему зарубежных туристов (иногда свыше 60 млн. в год). Доходы от них составляют более 25 млн. долл. Основные поставщики туристов: Германия, Великобритания и США; быстро растет число японцев. Наиболее популярны у туристов: Париж (парк развлечений Диснейленд – 12–15 млн. посещений за год), Средиземноморское и Атлантическое побережья страны и Альпы.