header image
Главное меню
Главная
Справка
Путеводитель
Отели
Фотогалерея
Книги о Франции
Карта сайта
Франция. Форум
Главная arrow Справка arrow Устройство страны
Устройство страны


Административное деление
20.02.2010 г.
В административном плане континентальная территория Франции поделена на 26 регионов, включая 4 заморских. Они состоят из 100 департаментов, включая Париж как отдельный департамент, и 4 заморских департамента (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон), а также четыре заморские территории (Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские австральные и антарктические земли Уоллис и Футуна) и две специальные территориальные единицы – о. Майотта, о-ва Сен-Пьер и Микелон. Другие зависимые от Франции территории: о-ва Басса да Индия, Клиппертон, Европа, Глорьозо, Жуан де Нова, Тромлен.
В 70-х гг. XIX в. окончательно утвердился республиканский строй. С 1958 г. существует режим Пятой Республики, отличительной чертой которой являются широкие полномочия президента и сильная исполнительная власть.
Французская колониальная империя по Конституции 1946 г. была преобразована во Французский Союз, куда вошли как собственно Франция, так и все ее заморские владения. Конституция 1958 г. заменила название Французский Союз на Французское сообщество. Первоначально оно включало Францию, т.н. «заморские департаменты» (Алжир, Гвиану Французскую, Гваделупу, Мартинику и Реюньон) и заморские территории (Коморские Острова, Французскую Полинезию, Французский Берег Сомали, Новую Каледонию, Сен-Пьер и Микелон и Острова Уоллис и Футуна), а также 12 африканских стран: Мавританию, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Дагомею, Судан (Мали), Верхнюю Вольту, Нигер, Габон, Чад, Центральноафриканскую Республику (бывшую Убанги-Шари), Конго и Малагасийскую Республику. Когда в начале 1960-х годов большинство африканских стран получили независимость, Сообщество утратило свое значение. Однако все эти страны сохранили тесные связи с Францией, оформленные двусторонними договорами. Из заморских территорий в 1975 г. провозгласили независимость Коморские Острова. В 1976 г. статус заморского департамента Франции получила островная территория Сен-Пьер и Микелон в северо-западной части Атлантического океана. В 1977 г. Французская территория афаров и исса (до 1967 г. Французский Берег Сомали) стала независимой республикой Джибути.
Подробнее...
 
Государственное устройство
20.02.2010 г.
Франция – неделимое, светское, демократическое государство с республиканской формой правления.
Основная функция президента – наблюдение за соблюдением Конституции, выполнение роли национального арбитра, обеспечивающего регулярную и надлежащую деятельность исполнительной власти и преемственность государства.
Президент – гарант национальной независимости и территориальной целостности, соблюдения Францией принятых ею международных обязательств, он верховный главнокомандующий, представляет страну на международной арене, назначает высших гражданских и военных должностных лиц. Назначает премьер-министра, совместно с ним формирует кабинет и прекращает полномочия последнего при его отставке. Президент председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает Премьер-министра и по его предложению – других членов Правительства, принимает отставку Премьер-министра и министров, в соответствии со ст. 13 Конституции «производит назначения на гражданские и военные должности». Президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, Президент – «гарант независимой судебной власти». Он осуществляет право помилования.
Подробнее...
 
Политические партии и общественные организации
20.02.2010 г.
В современной Франции сложилась демократическая и многопартийная система. Действует около 25 партий; в выборах 2002 г. участвовали 16 из них.
Однако реальное влияние на политическую жизнь оказывают всего 3–4 партии.
Союз за народное движение (СНД) – создан на базе Объединения в поддержку республики, либеральной партии «Либеральная демократия», сторонников Ж. Ширака из центристского Союза за французскую демократию (СФД), насчитывает около 138 тыс. членов.
В 1971 г. была создана Французская социалистическая партия (ФСП), на базе Французской секции рабочего интернационала (СФИО), существовавшей с 1905 г., и некоторых политических группировок. На современном этапе в партии состоят около 125 тыс. членов. Входит в Социалистический интернационал. Социальный состав партии - госслужащие, мелкая и средняя буржуазия, преподаватели и техническая интеллигенция, а также в меньшей степени рабочие и крестьяне.
В феврале 1978 г. был создан Союз за французскую демократию (СФД). Эта политическая партия была образована в качестве избирательного блока политических группировок сторонников бывшего президента Жискар д’Эстена, в него вошли Республиканская партия, Центр социальных демократов и Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов. Численность СФД – около 40 тыс. членов.
Французская коммунистическая партия (ФКП) – основана в декабре 1920 г. По данным ФКП, в партии насчитывается около 132 тыс. членов.
Подробнее...
 
Внутренняя политика
20.02.2010 г.
С середины 1980-х гг. внутренняя политика Франции отличалась существенной неустойчивостью. В условиях, когда основные правящие партии предлагали обществу диаметрально противоположные варианты социального устройства и модели развития, курс непосредственно зависел от партийной принадлежности премьер-министра и круто разворачивался с его сменой. Когда этот пост занимали социалисты, внутренняя политика имела выраженную социальную направленность и перераспределительный характер; эти черты утрачивались, когда во главе правительства вставали представители ОПР, стремившиеся поддерживать бизнес через уменьшение перераспределения. Частая смена правящих партий у руля правления лишала и ОПР, и ФСП возможности доводить до конца начатые каждой из них реформы, что негативно сказывалось на состоянии экономики.
В других областях общественной жизни, где производимые реформы не аннулировались со сменой власти, курс был более последовательным. Так, в 1980–1990-  гг. была отменена смертная казнь; проведена административная реформа, объединявшая 96 департаментов в 22 более крупных региона; расширены полномочия местных органов власти. В социальной сфере произошли: снижение пенсионного возраста с 63 до 60 лет, увеличение продолжительности отпусков до 5 недель, сокращение рабочей недели с 40 до 39, а затем и до 35 ч, расширение прав профсоюзов и т.п.
Одним из основных направлений внутренней политики правительства Ж.-П. Раффарэна стала борьба с преступностью, заметно возросшей в 1990-е гг. в связи с обострением экономического положения, ростом безработицы, особенно среди иммигрантов. Снижение уровня преступности было центральным лозунгом предвыборной кампании Ж. Ширака, настаивавшего в этой связи на необходимости укрепления соответствующих силовых структур. Во второй половине 2002 г. была проведена реформа полиции: расширены её штаты (которые находились на уровне 1945 – при 20-миллионном росте населения) и полномочия полицейских. Также одним из важнейших направлений внутренней политики стала административная реформа, предусматривающая децентрализацию, придание большей самостоятельности местным органам власти.
 
Внешняя политика
20.02.2010 г.
Франция, верная принципам евроатлантической солидарности, вместе с тем, проводит самостоятельный внешнеполитический курс, направленный на усиление роли страны в международных делах и укрепление ее авторитета в мире.
Именно Франция стала своеобразным посредником между НАТО и Россией. В Париже было получено согласие России по поводу расширения НАТО на Восток. Последние десятилетия Франция занимает собственную, отличительную от США, позицию на Ближнем Востоке, во многих случаях поддерживая арабские страны.
Франция является одной из ведущих в мире ядерных держав и, руководствуясь «доктриной сдерживания», последовательно наращивает свой ядерный потенциал. В настоящее время Франция завершает осуществление военной реформы на основе закона от 2 июля 1996 г. «О программе военного строительства на 1997–2002 гг.». При этом основное внимание уделяется повышению эффективности обеспечения национальной безопасности на основе качественного реформирования вооруженных сил страны.
Франция наряду с Германией стояла у истоков создания Евросоюза и в настоящее время является одним из главных архитекторов объединенной Европы. Несмотря на тесное и многостороннее сотрудничество с Великобританией и Германией, в современных условиях Франция продолжает претендовать на лидерство в Европе, хотя ее экономический потенциал уступает, например, германскому. С другой стороны, Франция в последние годы проявляет все большее беспокойство по поводу усиления влияния США в Европе. Вместе с Россией и Китаем Франция выступает против превращения США в единственную мировую сверхдержаву, против американской гегемонистской политики в различных регионах мира. Отношения с Великобританией иногда осложняются «особыми» отношениями Лондона и Вашингтона, в которых Париж видит ущерб собственным интересам.
Подробнее...
 
Вооружённые силы
20.02.2010 г.
В состав французских вооружённых сил входят: сухопутная армия, военно-морской и военно-воздушный флот, а также корпус жандармов. Численность Вооружённых сил 390 тыс. чел. (в том числе  ВМС 63 тыс.чел. и ВВС 83 тыс.чел.). С 2000 г. был осуществлён переход к профессиональной армии в рамках проводимой с 1996 г. военной реформы. Её основные задачи – пересмотр военной доктрины с перемещением акцентов на быстрое реагирование по пресечению очагов конфликтов в любой точке планеты, повышение эффективности ВС при уменьшении их численности примерно до 300 тыс.чел., а также сокращение военных расходов. Их доля в госбюджете за 1992–2002 гг. уменьшилась с 3,4 до 2,57% при сохранении и даже расширении финансирования приоритетных программ в области новейших вооружений.
В целом по размерам военных расходов Франция заметно превосходит Германию, Великобританию, Италию. У Франции также более высоки затраты на военные НИОКР и закупки вооружений (в бюджете 2002 г. – 28% военных расходов).
Военно-промышленный комплекс Франции обеспечивает национальные ВС современными видами вооружений, а также осуществляет их широкий вывоз за рубеж. В 2002 г. Франция занимала 3-е место в мире по экспорту обычных вооружений. Также следует отметить, что Франция – ядерная держава, на вооружении её армии – 348 ядерных боеголовок. Ими оснащены самолёты наземного базирования и авиация авианосца «Шарль де Голль», а также 2 подводные лодки.